Курс профессора Владимира Хазана (Еврейский Университет в Иерусалиме) «Русская революция и евреи: культурно-художественный аспект» был прочитан на зимней школе по иудаике Центра Сэфер «Перманентная революция: евреи и радикальные изменения в жизни общества» (31 января - 5 февраля 2017 г., Москва).
Курс «Русская революция и евреи: культурно-художественный аспект», рассчитанный на пять лекций, ставит своей целью познакомить слушателей с историческими явлениями, именами и событиями, еще не получившими ни в работах специалистов, ни в литературе, рассчитанной на широкого читателя, достаточного описания и осмысления. Нет необходимости доказывать, что участие евреев в российской истории ХХ столетия было необычайно многогранным, поливалентным и широко объемлющим разнообразные стороны жизни – от мэйнстримных до маргинальных. При этом данное участие нередко характеризовалось тем, что еврейская масса была предельно персонифицированной. Она обладала резко выраженным личностным началом, и поэтому «именной», «штучный» подход к ее описанию представляется наиболее адекватным и эффективным. С другой стороны, в еврейском активизме крайне существенную роль играл национальный фактор, перепоясывавший отдельные индивидуальности устойчивыми связями родства, разной степени знакомства, отношениями, развивавшимися на протяжении многих лет внутри тех или иных устойчивых групп, и пр. В результате изучение биографий тех евреев, которые оказались тесно связаны с революционным движением в России и параллельно с этим проявляли себя в культурно-художественной сфере (литературе и искусстве), нередко превращается в «роман», главы которого как бы скреплены не измышленными, а вполне реальными историческими сюжетами. На основе этой ненадуманной связи мы и планируем построить данный курс, в котором каждая последующая лекция корреспондирует с предыдущей, расширяет и развивает ее содержательный ряд.
Лекция 1. Михаил Цетлин и его братья.
Вторая лекция расширяет семейный и общественно-политический цетлинский круг. В ней пойдет речь о двоюродных братьях и сестрах Михаила Осиповича – семействе Гавронских, члены которой были, с одной стороны, теснейшим образом связаны с русской революцией, эсеровским террором и сами непосредственно являлись «мастерами красного цеха», а с другой – с философской и художественной жизнью в России и Европе. Гавронские состояли в дружбе с семьей Пастернаков, а один из братьев, Александр Осипович (1888-1958), режиссер кино и театра, единственный из семьи оставшийся после большевистского переворота в советской России, тогда как все другие эмигрировали на Запад, и расплатившийся за свой выбор сталинским лагерем, стал прототипом Сашки Бальца в поэме Б.Л. Пастернака «Спекторский» (1924-1930).